Звуковая культура речи как один аспектов интеллектуального развития дошкольников
Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания ритм, паузы, тембр, логическое ударение. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды – неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.
В дошкольные годы происходит интенсивное развитие ребенка: он овладевает речью, знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка. Это период интенсивного ознакомления со словом.
В детском саду еще задолго до непосредственного обучения грамоте детям дают первоначальные представления и знания о слове и его структуре, о звучащем слове – единице языка. Овладение ребенком речью связано с его повышенным интересом к звуковой ее стороне. Звуковая оболочка слова очень рано начинает привлекать внимание ребенка, а ориентировка его в звуковой форме речи возникает уже в преддошкольном возрасте. Учась отличать одно слово от другого, придумывая песенки, состоящие из набора разных звуков, вслушиваясь в их сочетание, ребенок производит большую мыслительную работу над звуковой стороной слова. В дальнейшем ребенок специально учится вслушиваться в звуки, из которых состоят слова, различать слова, вычленять звуки , анализировать звуковой и слоговой состав , слышать ударения.
Такой путь в овладении звуковой стороной слова совершает каждый ребенок дошкольного возраста. Чтобы не было задержки в речевом развитии ребенка, этот путь не должен осуществляться стихийно. Взрослые своевременно приходят на помощь малышу и целенаправленно руководят развитием его речевой деятельности.
В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает следующие задачи:
— формирование у детей правильного звукопроизношения, четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами;
— развитие голосового аппарата;
— выработка умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности.
Реализация задач формирования звуковой культуры речи (ФЗК) осуществляется по двум направлениям:
Развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха), включая его компоненты – фонематический, звуковысотный слух, восприятие темпа, силы голоса, тембра речи.
Развитие речедвигательного аппарата ( артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи ( произношение звуков, четкой дикции ).
В результате работы над звуковой стороной слова у детей формируется особое, лингвистическое отношение к речи, к языковой действительности. Сознательное отношение к языку является основой для освоения всех сторон языка и форм речи
Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой предусматривает развитие всех компонентов устной речи: словаря, грамматического строя, звукопроизношения.
Словарь и грамматический строй развиваются и совершенствуются постоянно не только в дошкольном возрасте , но и в процессе обучения в школе. Правильное звукопроизношение формируется у ребенка в основном к 4-5 годам. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного языка должно быть закончено в дошкольном возрасте.
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.
Большое значение имеет психофизическое состояние здоровья ребенка – состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов ( внимания. Памяти, воображения, мышления, а также его физическое (соматическое) состояние. Все вышеперечисленные факторы в значительной степени зависят от окружающей среды. Если не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживается его физическое и психическое развитие.