Решаем вместе
Есть проблемы в сфере образования? Пишите свои предложения.
Уважаемые родители, соблюдайте правила пожарной безопасности!
Мар 312013
 

        Звуковая культура речи как один аспектов  интеллектуального развития дошкольников

        Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов  и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания ритм, паузы, тембр, логическое ударение. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды – неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.

        В дошкольные годы происходит интенсивное развитие ребенка: он овладевает речью, знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка. Это период интенсивного ознакомления со словом.

        В детском саду еще задолго до непосредственного обучения грамоте детям дают первоначальные представления и знания о слове и его структуре,  о звучащем слове – единице языка. Овладение ребенком речью связано с его повышенным интересом  к звуковой ее стороне. Звуковая оболочка слова очень рано начинает привлекать внимание ребенка, а ориентировка его в звуковой форме речи возникает уже в преддошкольном возрасте. Учась отличать одно слово от другого, придумывая песенки, состоящие из набора разных звуков, вслушиваясь  в их сочетание, ребенок  производит большую мыслительную работу над звуковой стороной слова. В дальнейшем  ребенок специально учится вслушиваться в звуки, из которых состоят слова, различать слова, вычленять звуки , анализировать звуковой и слоговой состав , слышать ударения.

        Такой путь в овладении звуковой стороной слова совершает каждый ребенок дошкольного возраста. Чтобы не было задержки в речевом развитии ребенка, этот путь не должен осуществляться стихийно. Взрослые своевременно приходят на помощь малышу и целенаправленно руководят развитием его речевой деятельности.

В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает следующие задачи:

— формирование у детей правильного звукопроизношения, четкого и ясного произнесения слов  в соответствии с языковыми нормами;

— развитие голосового аппарата;

— выработка умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности.

        Реализация задач формирования  звуковой культуры речи  (ФЗК) осуществляется по двум направлениям:

Развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха), включая его компоненты – фонематический, звуковысотный слух, восприятие темпа, силы голоса, тембра речи.

Развитие речедвигательного  аппарата ( артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование  произносительной стороны речи ( произношение звуков, четкой дикции ).

         В результате работы над звуковой стороной слова у детей формируется особое, лингвистическое отношение к речи, к языковой действительности. Сознательное отношение к языку является основой для освоения всех сторон языка и форм речи

         Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления.  «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой предусматривает развитие всех компонентов устной речи: словаря, грамматического строя, звукопроизношения.

        Словарь и грамматический строй развиваются и совершенствуются  постоянно не только в дошкольном возрасте , но и в процессе обучения в школе. Правильное звукопроизношение формируется у ребенка в основном к 4-5 годам. Поэтому воспитание  правильного произношения всех звуков  родного языка должно быть закончено в дошкольном возрасте.

        Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.

         Большое значение имеет психофизическое состояние здоровья ребенка – состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов ( внимания. Памяти, воображения, мышления, а также его физическое    (соматическое) состояние. Все вышеперечисленные факторы  в значительной степени зависят от окружающей среды. Если не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживается его физическое и психическое  развитие.