Предметно-развивающая среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. ДОУ предусматривает выделение микро и макросреды и их составляющих. Микросреда — это внутреннее оформление помещений. Макросреда — это ближайшее окружение детского сада (участок, соседствующие жилые дома). Оборудование помещений соответствует действующим нормам СаНПиН. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки – обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон – «уголки», оснащенные развивающим материалом (книги, игрушки, материалы для творчества и т.п.). Все предметы доступны детям.
Оснащение уголков меняется в соответствии с планированием образовательного процесса. В групповых комнатах предусмотрено пространство для самостоятельной двигательной активности детей, которая позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать в течение дня игрушки и пособия.
Кроме того, построение развивающей среды построено на следующих принципах:
1. Принцип обеспечения полоролевых различий (предполагает наличие материалов и предметов, стимулирующих деятельность, в процессе которой происходит осознание ребенком принадлежности к определенному полу, возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности);
2. Принцип эмоциональной насыщенности и выразительности (рассматривается как способность среды воздействовать на эмоции ребенка);
Окружение должно давать ему разнообразные и меняющиеся впечатления, вызывающие эмоциональный отклик, возможность прожить и выразить свои чувства в какой-либо деятельности, побуждать к освоению полюсов «добро — зло», «прекрасно — безобразно» и пр.
Реализация вышеперечисленных компонентов среды позволяет ребенку комфортно чувствовать себя в помещении детского сада и оказывает благоприятное воздействие на всестороннее развитие дошкольника, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности.
Групповые помещения обеспечены мебелью и игровым оборудованием. В каждой группе и в ДОУ в целом создана предметно-развивающая среда, способствующая эмоциональному благополучию и всестороннему развитию каждого ребенка. Игровые, музыкальные, театральные, литературные, спортивные, продуктивные и экспериментальные уголки организованы с учетом интересов детей и отвечают их возрастным особенностям.
В соответствии с программой в ДОУ проводятся тематические занятия по развитию речи и краеведению.